В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в своей работе на занятых с детьми с речевыми нарушениями, использую практический материал, включающий в себя, как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Су-Джок терапию я использую в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми. Упражнения с использованием Су-Джок обогащает знания ребенка о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулирует речевые области в коре головного мозга, а также способствует общему укреплению организма и повышению энергетического уровня ребенка. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кроме того, это помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, создает благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе является воздействие на биологически активные точки, стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
Приемы работы с Су-Джок – в моей работе:· удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки
· сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.
· каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки
· надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
· сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки
· захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу, двигаться по поверхности стола
· вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки
· прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти
· круговые движения шарика между ладонями
· перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
· вращение шарика кончиками пальцев
· сжимание шарика между ладонями
· сжимание и передача из руки в руку
· подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой.
Эту работу провожу в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, и обязательно использую пальчиковую гимнастику во время динамической паузы на занятиях.
Некоторые варианты работы с детьми с шариком:1.Массаж Су - Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
3.Речевые игры с шариком.
Сказка «Ёжик».4.Прокатывание шарика по лабиринту. Например, «Помоги ёжику добраться до грибка».
Для развития фонематического восприятия использую игры:«Если звук услышат ушки- подними шар над макушкой»;
«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»;
«Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как простучит педагог).
«Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» (зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.)
Для более старшего возраста:«Синий шар кати, согласный звук мне назови»
«Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове».
Для автоматизации звуков игры:
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук»;
«Шарик мне назад верни, слово (слоги) верно повтори».
Развитие лексико- грамматических категорий:
«Шар лови, пять овощей назови»
«Назови ласково»
«Скажи наоборот»
«Один – много»
«Какой? Какая? Какое?»
Использую также Су-Джок шаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания:«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй». Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.
«Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай».
Использую при совершенствовании навыков употребления предлогов:«Ловко с шариком играем и предлоги называем». На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.
Использую для слогового анализа слов:«Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки.
«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».
Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.Учитель-логопед:
Казакова Наталья Михайловн